Статьи

История легенды

Третье столетие женщины Оренбуржья вяжут теплые платки, легкие паутинки, палантины и другие замечательные пуховые изделия.
Некоторые историки утверждают, что родоначальницей этого удивительного, уникального ремесла была жена Петра Ивановича Рычкова – первого члена-корреспондента Российской Академии наук, историка и исследователя, «колумба Оренбургской губернии». Но именно Петр Иванович одним из первых заинтересовался оренбургскими козами, их шерстью и пухом. Рычков побывал у многих пастухов, изучил диких и домашних коз, посмотрел в быту козоводов примитивные образцы изделий из шерсти и пуха. А потом в специальном докладе Академии наук высказал предположение «извлекать еще новую выгоду из коз» - вычесывать пух и вязать из него предметы одежды.
В «Трудах Вольного экономического общества» за 1766 год П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти» Он предлагал организовать в Оренбургском крае пуховязальный промысел, который будет во благо населению и России. Однако в то время к его голосу не хотели прислушаться.
Но Рычковы не оставили задуманное дело. Терпеливо и бескорыстно приучала местное население к пуховязанию Алена Денисовна. В гостеприимном доме Рычковых, живших в селе Спасском Бугульминского уезда, собиралось много казачек, и все они осваивали новое ремесло. Однажды мастерицы связали особо удачные платки – белые ажурные «паутинки». Их было решено показать в самой столице. И через некоторое время Всероссийское Вольное экономическое общество выразило вязальщицам благодарность, а Алена Денисовна Рычкова получила награду – золотую медаль! Было это 20 января 1770 года.
И стали с легкой руки Алены Денисовны прясть и вязать оренбургские казачки от Орска до Оренбурга – во всех станицах. Из рода в род передавались от матери к дочери секреты мастерства, приемы работы, узоры платков – самобытные и неповторимые. Девочек с семи лет учили этому замечательному искусству.
А как это непросто – связать добротный платок! Надо уметь содержать и пасти особых – оренбургских пуховых коз. В феврале-марте женщины заботливо вычесывают гребнем длинный пух и долго-долго перепускают его на редком и частом гребне, отделяя волокно от охлопков. А перед этим еще и волосок к волоску все волокно из пуха выбрать нужно…
Мастерицы сворачивают пух в кудельки, прядут на веретенке: чем тоньше нить, тем меньше веретенки – не больше вершка. Потом ссучивают нити, сматывают их в клубки – и можно приступать к вязанию.
Долог путь от пуха к клубочку, от клубочка к платку. Вяжут его на стальных спицах, и кажется, сама душа женщины вплетается в узоры тонкой паутинки или жаркого пушистого платка.
Больше 250 часов трудится над платком мастерица! По труду, да качеству и цена платка – большая цена, но красоту и пользу деньгами не измерить…
В XIX веке в России промыслу, разведению оренбургских коз уделялось мало внимания, хотя слава наших пуховых изделий давно имела мировое признание. А тем временем зарубежные деловые люди, оценив дороговизну изделий из козьего пуха, попытались создать свою пуховязальную промышленность. В 1824 году козий пух, закупленный в Оренбургском крае, направлялся для переработки во Францию, где фирма «Боднер» выпускала красивые шали под названием «каша» и получала за это невиданную прибыль. В эти же годы английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке пуховых платков серии «Имитация под Оренбург».
Однако заготовка и транспортировка пуха за многие тысячи километров дорого обходилась западным бизнесменам. И тогда они решили приблизить к себе сырьевую базу – попытались вывезти и развести у себя оренбургских чудо-коз. И вывезли – в Англию, Францию, Южную Америку, Австралию… Только предприятие это не увенчалось успехом: козы через несколько лет превратились в обычных, стали «терять» драгоценный пух.
Однажды казачка Ускова обратилась к губернатору Оренбурга с письменным прошением отправить на всемирную выставку в Англию ее пуховые платки. Губернатор удовлетворил просьбу, и вскоре шесть платков предстали на выставке с подписью: «Изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае». Перед закрытием выставки все платки были раскуплены. А спустя несколько месяцев представитель казачьего войска доставил и под расписку передал вязальщице Марии Николаевне Усковой медаль Всемирной выставки «За шали из козьего пуха» (Лондон, 1862 г.), диплом и 125 рублей серебром.
Оренбургский пуховый промысел пережил и неласковые дни, когда из-за крушения системы сбыта в ранние советские времена продавать платки стало толком некому. А в это время одаренные народные умельцы, художники-самородки, искусные вязальщицы томились в неизвестности и прозябали в нищете!
В ответ на это в начале прошлого века пуховязальщицы стали объединяться в артели и товарищества. А в 1938 году на базе кустарных производств усилиями государства был создан Облпухтрикотажпромсоюз, впоследствии переименованный в комбинат оренбургских пуховых платков. Через 20 лет, в 1958 году, оренбургские ажурные и пуховые платки завоевали серебряную медаль от международной выставки в Брюсселе. И на выставках в Монреале (Канада), в Японии восхищали своей непревзойденной мастеровитостью и красотой всех посетителей.


Александр Филатов
Источник: блог "Оренбургский пуховый платок"